«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни»
Вот уже четыре года нет с нами глубочайшего мыслителя и писателяВалентина Григорьевича Распутина. А 15 марта нашему замечательному земляку исполнилось бы 82 года.
Для гимназии личность писателя особенно близка и дорога, поскольку Валентин Григорьевич Распутин - один из основателей и первых попечителей нашего уникального учреждения. Валентин Григорьевич изначально поддерживал идею создания именно женской гимназии, одной из главных идей которой было оказание помощи семье в воспитании девочки-христианки, дочери, сестры, будущей жены, матери, хозяйки дома и воспитательницы детей. Валентин Григорьевич считал, что женское воспитание – первоочередная задача духовно-нравственного оздоровления общества, ведь именно женщине изначально принадлежит роль хранительницы не только семейного очага, но также культуры и веры народа.
В эти памятные дни мы соборно молились о Валентине Григорьевиче, гимназистки возложили букет к могиле писателя. На экране в фойе 1 этажа в течение двух дней демонстрировались презентации о жизни и творчестве Распутина, фотоснимки разных лет, цитаты из его бессмертныхпроизведений. Во всех классах прошли уроки, посвященные Валентину Григорьевичу. В начальной школе дети вспоминали о его детстве, читали и обсуждали рассказ «Мы с Димкой», смотрели фото-презентацию «В.Г. Распутин о Байкале», рассуждали о красоте родной природы и необходимости ее сохранения, рисовали Байкал. Учителя-словесники Надежда Никифоровна Коваль и Валентина Николаевна Васильева провели уроки в 5-7 классах по рассказу В.Г.Распутина «В тайге над Байкалом» Во время уроков классы разбивались на творческие группы, внутри которых шло чтение и обсуждение предлагаемых отрывков рассказа, выполнение предложенных заданий. Методическую разработку уроков подготовила сотрудник гимназического музея, кандидат филологических наук Ольга Никифоровна Шахерова. Разработка направлена на углубленное понимание текста, предполагает максимальную задействованность детей, умение выделять средства художественной выразительности, дает возможность эмоционального сопереживания, побуждает детейвместе с героем рассказа открывать для себя красотуи самоценность байкальской природы.
Токарева Анастасия Владимировна провела в 8 «б» и 9х классах уроки-размышления по рассказу В.Г.Распутина «Красный день», связав тему отношения к матери с темой покаяния. В ходе разговора каждый его участник смог обратиться к личному опыту, спросить самого себя: «А я достаточно ли помогаю своей маме, часто ли дарю ей свою любовь, благодарю ее?...» В завершении урока старшие гимназистки смогли написать небольшие письма своим мамам, выразив в них чувства раскаяния, благодарности и любви.
Еще один важный разговор состоялся седьмым уроком в актовом зале. Здесь собрались старшие и младшие гимназистки, педагоги, работники гимназии. Ольга Никифоровна Шахерова провела урок-лекцию по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и фильму«Прощание», снятому по мотивам повести режиссером Элемом Климовым, познакомила с историей создания этих произведений, провела их краткий сравнительный анализ.На примере главных образов повести(старуха Дарья, кладбище, дерево листвень и, наконец, сама деревня Матера), используя фрагменты из фильма, Ольга Никифоровна обратила внимание аудиториик глубинным смыслам произведения. Лекция шла около часа, но даже самые маленькие гимназистки из 2 «в» класса слушали ее с интересом и вниманием. В этом заслуга и лектора, Ольги Никифоровны, умеющей емко и доступно преподать сложную тему такой разновозрастной аудитории, и, безусловно, самого произведения, затрагивающего сокровенные вопросы жизни и смерти, прощания и прощения.
Спасибо всем, принявшим участие в уроках памяти! Надеемся, прошедшие в эти дни уроки стали для кого-то настоящим откровением, а наше знакомство с личностью и духовным наследием Валентина Григорьевича Распутина продолжится. |