– Какие надежды 15 лет назад возлагали на гимназию её создатели?
– У создателей гимназии были, конечно же, особые размышления. Эти размышления шли на фоне разрушения крупной державы, которая была создана многими поколениями россиян. Развал крупной империи – Советского Союза – ударил по всем сторонам жизни: по экономической, по социальной. Появилось очень много разрушений, которые повлекли в сферу отрицательного процесса нравственную и духовную сферу. Люди потеряли веру, люди потеряли устойчивую среду, в которой долгое время жили, в которой сложились определенного рода отношения. И это всё рухнуло в одночасье и поставило перед многими непростые задачи (и не все с этими задачами справились). Это было время, когда люди теряли работу, дом, теряли семью, теряли своих детей, потому что были заданы такие подходы, такие оценки предыдущего этапа развития страны, что всё, что было раньше – это плохо, это надо разрушать, причем самым серьезным образом. Все отношения, сложившиеся в Советском Союзе – это плохие отношения, они несовершенны, их надо устранить и сформировать новые. И это так больно ударило по обществу, по стране и по конкретному человеку и конкретной семье, что появились такие уродливые проявления, как суицид. Дети, которые жили в то время, не видели идеалов, примеров. Раз бабушка и дедушка пели не те песни, не так ходили, не то строили, то ведь оборвалась связь поколений. Всегда дети воспитываются, в первую очередь, в семье, и примером для них служат достижения мамы, папы, бабушки, дедушки и плюс еще те нравственные ориентиры, которые задает общество. Недаром Маяковский в свое время писал: «Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: - Что такое хорошо? Что такое плохо?». Перед человеком ведь всегда стоят эти вопросы. И в старом обществе, в обществе Советского Союза, ответы на эти вопросы были ясны всем. А когда пришло новое время, оказалось, что все стало по-другому: не надо иметь образование, не надо иметь знания, нужно быть циничным и наглым, нужно организовать бизнес, обманув людей, стать богатым. Появились искаженные ориентиры: оказывается, легкая жизнь – это совсем не плохо. Доминирующий мотив «Кто не работает – тот не ест!» был заменен на «Кто не работает – тот очень сытно ест!», а тот, кто работает, – дурак. Появилась массовая проституция, наркомания. Искаженные нравственные ценности стали привлекать молодежь. Пенсионеры потеряли свою материальную основу: вклады были по сути дела изъяты у них государством, которое не несло обязательств перед ними. Создавались различные финансовые пирамиды, обещавшие золотые горы. Люди побежали туда – их и там обманули.
В 1994 году состоялся у нас разговор. Владыка Вадим, Валентин Григорьевич Распутин и я – мы размышляли о том, каким образом постараться найти «лекарство» здесь, местное, потому что в обществе не было скоординированных сил, которые бы это «лекарство» в целом для страны вырабатывали. Мы рассуждали о том, каким образом можно было бы сформировать какой-то инструмент, который помог бы людям увидеть историю нашего народа, его достижения, его силу, его дух, его верования. И мы пришли сначала к тому, чтобы организовать в Иркутске «Дни русской духовности и культуры». Это был первый проект, направленный на формирование у подрастающего поколения вечных ценностей, которые помогают человеку уйти от всего легкого , вкусного, привлекательного в тот период времени и прийти к основательным знаниям жизни и очень твердым позициям, которые позволят этому человеку стать успешным и не заболеть той чумой, которая пришла в таких массовых количествах и таких разных проявлениях.
Вторая составляющая коснулась женской части. Женщины в первую очередь ощутили на себе потерю рабочих мест, в семье сложились определенные проблемы. И девочки, которые попали под дурное влияние, когда сигарета стала обыденным явлением и даже неким шиком – показать всем «я курю!». Если раньше, в прошлом обществе, это считалось не совсем приличным и не было так массово, то теперь это стало нормой. И мы стали размышлять, каким образом можно создать опять же инструмент, организацию, которая позволила бы воспитывать девочку, основываясь на традиционных подходах, как умелую хозяйку, как образованного человека, как маму, которая с любовью относится к своим детям, как человека, который может помочь попавшим в беду. Мы размышляли, каким образом можно построить эту работу, и пришли к выводу, что необходимо создать такое учебное заведение, в которое поступали бы дети по своим личным убеждениям и убеждениям родителей. Естественно, время было непростое. Правовая сфера (рождалась новая страна, только в 1993 г. сформировалась конституция) создавала проблемы в появлении этого учреждения. Ну, и, безусловно, подобное учреждение нельзя было создать одной только светской властью, необходима была твердая и выверенная поддержка Русской Православной Церкви, которую здесь представляет владыка Вадим. Также немаловажной была поддержка такого авторитетного для нас человека, как Валентин Григорьевич Распутин, человек истинно русский, искренне любящий вою страну, не покинувший её в период сложных испытаний. И мы начали оформлять этот проект. Безусловно, здесь нужна была поддержка депутатов Городской Думы: нужно было финансирование и т.д. Не знаю, как думают другие, но мы считаем себя патриотами России, нам не безразлично всё то, что происходит в стране, регионе, городе. Я родился в Иркутске, я хорошо знаю его, он дорог мне. Также дорог он и Валентину Григорьевичу Распутину, и владыке Вадиму. Вот почему мы подошли к таким решениям: организовать «Дни русской духовности и культуры» и открыть Православную женскую гимназию. Вот история и люди, которые в этой истории принимали какие-то решения на фоне глубоких размышлений и высочайшей ответственности за судьбу своей Родины – России – и малой Родины – города Иркутска.
– Оправдывает ли гимназия на протяжении своего существования надежды её создателей?
– Проект в этом году будет отмечать пятнадцатилетие своей деятельности, и это доказывает, что, несмотря на все невзгоды, он имеет хорошие жизненные силы, энергию, которые помогают справляться с трудностями. За этот период десятки девочек вместе со своими семьями принимали решение прийти сюда и получить образование. Значит, определенной частью населения города Иркутска проект поддерживается. Знания, полученные здесь, формируют твердые нравственные позиции, соответствующую культуру и дают возможность получить современное образование, которое проверено уже результатами вступительных экзаменов в высших учебных заведениях не только Иркутской области, но и в целом Российской Федерации. Ученицы гимназии вполне конкурентоспособны по сравнению с учащимися остальных школ. И этот показатель деятельности школы – стратегическое явление, он носит длительный характер. Нужно долгое время, чтобы сформулировать целостную оценку деятельности коллектива гимназии. Девочка должна закончить школу, вуз, создать семью. И вершина ее развития – создание сплоченной семьи, достойное воспитание детей. Здесь комплексных оценок мы пока не можем дать, но можем констатировать определенного рода движение. В дальнейшем мы увидим, что этот проект поможет многим стать сильными. Гимназия сочетает светское образование и духовное – это все как раз и есть ответы на те вызовы, которые принес период разрушения Советского Союза и формирование независимого государства России со всеми большими проблемами. Статистика на сегодняшний день позитивная, результаты достойны. Это показатель того, что созидатели не ошиблись.
–
Какой вы видите гимназию в будущем, и что бы вы хотели пожелать в связи с пятнадцатилетием?
– Что касается будущего гимназии, как и будущего страны, как и будущего человека, – это философский вопрос. Это зависит от многих факторов: от государственной политики, которая руководством будет задаваться, тем правовым пространством, которое будет помогать или препятствовать работе подобного учреждения, от уровня взаимодействия Русской Православной Церкви и государства. Сейчас мы можем говорить о том, что это сотрудничество построено конструктивно, и Его Святейшество патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно привлекается для выступления в вузах, общественных организациях, ему предложена площадка на телевидении, где он излагает свои воззрения и ориентирует граждан на определенного рода ценности; он получает всяческую поддержку со стороны государства.
Любое дело мертво, если оно не собирает преданных этому делу людей. Нужна человеческая энергетика, человеческие усилия, развивающие этот проект.
Любому организму нужна поддержка. Образовательное учреждение должно иметь поддержку властей города, региона, поддержку общества, которое подпитывает учреждение квалифицированными педагогами. Важно, чтобы реформы образования не были пагубными для общества в целом, чтобы дети, получая образование, были конкурентоспособны не только в своей стране, но и в мире. Стране нужен хороший человеческий ресурс: образованный, творчески мыслящий, ответственный, способный решать сложнейшие задачи. Нужно сохранять дух учреждения, передавать его из поколения в поколение, чтобы потенциал учреждения был сильным, уверенным, чтобы выбранная дорога была правильной. Необходимо, чтобы школа накапливала традиции, которые пронизывали бы весь коллектив – учащихся, педагогов, руководителей, попечителей. Важна также связь выпускников с родной школой. Чтобы выпускники считали важным, добившись чего-то в жизни, оказать школе помощь. Чтобы не было только статистики. Важно, чтобы институт выпускников был создан и чтобы он тоже добавлял жизненной энергии. Нужен также институт попечителей и меценатов. У школы, как у любого организма, возникают разного рода задачи, которые надо решать, и носят они не только духовный, но и материальный характер, они не могут быть решены речами и словесами. Этот институт попечителей и меценатов должен развиваться у нас.
Важно, чтобы накапливался ресурс, позволяющий пройти аттестацию без сучка без задоринки и двигаться вперед. Гордостью любой школы являются её ученики, их любовь и забота. Они должны стараться делать так, чтобы школа имела опрятный, приятный вид. Тысячи людей смотрят на нее, дети должны чувствовать, что это их дом, и заботиться о нем. Бывает, шикарный особняк, но нет в нем хозяйки, а бывает ,небольшая избушка, где нет богатств, но есть хозяева, и поэтому она чистая, опрятная, ухоженная. Таким домом должна стать гимназия.
Мы убеждены, что Православная гимназия – полезное учреждение. Оно формирует сильных людей. Учреждению важно участвовать в городской жизни. Оно не должно быть закрытым, оно должно показывать себя. Показывать, что здесь кипит жизнь, хорошая, добрая, на которую можно и нужно равняться!