Благотворительный проект "дай руку, друг!"
Краткая аннотация
К ак много в Иркутске детей, которым необходима не только материальная помощь, но и моральная поддержка, помощь в социальной адаптации. Да, это дети из приютов и детских домов. И им помощь в развитии личности гораздо нужнее, чем обычным школьникам. Ведь им не хватает элементарного общения с умными, одаренными, и в конце концов просто воспитанными и отзывчивыми сверстниками, способными оказать благоприятное воздействие на их личность. Проблема нехватки общения воспитанников детских домов с остальными детьми и сопутствующая ей проблема низкой социальной адаптации их очень актуальна для нашего города с такими большим количеством детей этой соц.группы. Поэтому важным направлением в системе школьного самоуправления является социальная помощь таким категориям детей, как воспитанники детских домов, приютов. Это направление соответствует специфике нашей гимназии. Поэтому решение этой проблемы очень актуально для нашего учебного заведения.
Итак, мы предлагаем социальный проект гуманистического направления в системе совета старшеклассниц (самоуправления) нашей гимназии, цель которого: повысить уровень соц.адаптаци воспитанников детских домов. Компенсировать нехватку общения их с творчески ориентированными, социально активными сверстниками, полноценными семьями, и тем самым помочь формированию правильных нравственных, общечеловеческих и гражданских жизненных целей и ценностей у этих детей.
Данный проект представляет собой систему мер и предприятий для оказания социальной, моральной и материальной помощи воспитанникам детских домов г. Иркутска. Основным направлением деятельности участников является именно общение, взаимодействие с такими детьми. Выполнять его будет инициативная группа учениц гимназии 8-11 классов во главе с руководителем данного направления (также ученицей 8-11 класса). В рамках данного проекта планируется проведение концертов, вечеров, встреч гимназисток с воспитанниками детских домов. Также планируется оказание детским домам материальной помощи, помощи в проведении уборок, субботников, ремонта. По выполнении данного проекта ожидаются следующие результаты:
Повышение уровня соц.адаптации воспитанников детских домов г.Иркутска;
Развитие их коммуникабельности, самореализации, творческого потенциала;
Получение воспитанниками детских домов опыта общения с социально активными сверстниками, с полноценными семьями.
Получение воспитанниками детских домов некоторой материальной помощи, помощи в ремонте, уборках, т.е. улучшение условий их жизни в дет.доме.
Этот проект не заканчивается по истечении срока плана его реализации на текущий учебный год. Проанализировав результаты, доработав стратегию проекта, дополнив план его проведения новыми необходимыми пунктами, мы продолжим работу по его реализации в следующем учебном году и далее с привлечением большего числа воспитанников детских домов, приютов и т.п.
Обоснование необходимости проекта
Немаловажную роль в жизни каждого учебного заведения играет система ученического самоуправления и соуправления. И наша гимназия – не исключение.
Потенциал развития дополнительного пространства самореализации личности в нашей гимназии очень большой. Учитывая небольшое количество учениц, гуманитарную направленность гимназии, углубленное изучение граждановедения и права в старших классах, в гимназии возможно создание сложной, многоступенчатой системы ученического самоуправления и соуправления. Для личностного развития учениц, их самоутверждения, социализации возможно создание ученического парламента, президиума, школьной демократии, сложной системы гимназического «государства». Теперь поставим вопрос: а зачем? Для самореализации личности, для самоутверждения учениц? Но этому способствует и участие гимназисток в различных олимпиадах, конкурсах, и практически индивидуальный подход преподавателей к каждой ученице. Для создания дополнительного пространства самореализации личности в гимназии достаточно обыкновенного совета старшеклассниц. Поэтому мы не будем играть «во взрослых», а займемся конкретной деятельностью гуманистической направленности. Посмотрим вокруг, за пределы гимназии: как много в Иркутске детей, которым необходима не только материальная помощь, но и моральная поддержка, помощь в социальной адаптации. Да, это дети из приютов и детских домов. Они – тоже будущее поколение города, ведь их в Иркутске довольно много. И им помощь в развитии личности гораздо нужнее, чем обычным школьникам. Ведь им не хватает элементарного общения с умными, одаренными, и в конце концов просто воспитанными и отзывчивыми сверстниками, способными оказать благоприятное воздействие на их личность. Участвуют ли такие дети в подростковых, молодежных форумах, конференциях, конкурсах, где возможно такое общение? Если и участвуют, то крайнее редко! Вообще, эту группу детей зачастую считают практически полностью асоциальной. А ведь среди них есть не менее одаренные, творческие личности, как и среди обычных школьников. Проблема нехватки общения воспитанников детских домов с остальными детьми и сопутствующая ей проблема низкой социальной адаптации их очень актуальна для нашего города с такими высоким процентом детей этой соц.группы.
Да, безусловно, с такими детьми работают педагоги, прекрасно понимающие эту ситуацию и старающиеся по мере возможности способствовать развитию их личностей, творческого потенциала. Но это взрослые. А для детей (особенно с 11-12 до 15-16лет) гораздо важнее общение со сверстниками. Именно это общение формирует основные их жизненные цели, именно оно закладывает базовые ценности личности ребенка. Вспомните себя в возрасте 12-13и лет. Разве мнение учителя, наставника, взрослого было важнее мнения компании, круга друзей, сверстников?
Кроме того, для этих детей необходимо общение с полноценными семьями. Это поможет им в создании правильной модели своей будущей семьи - полноценной ячейки общества.
Будущее в наших руках, в руках социально активной молодежи, старшеклассников. И если мы заинтересованы в будущем развитии города, региона, страны, то должны помогать идущим рядом с нами. Поэтому важным направлением в системе школьного самоуправления является социальная помощь таким категориям детей, как воспитанники детских домов, приютов.
Это направление соответствует специфике нашей гимназии, ведь во-первых, мы православные, и благотворительность (не только в плане материальной помощи, но и в плане сочувствия, дружеского теплого общения) для нас дело не только обычное но и необходимое, естественное. Кроме того, деятельность подобного рода более всего подходит для нашего женского коллектива. Поэтому решение этой проблемы очень актуально для нашего учебного заведения.
Итак, мы предлагем социальный проект гуманистического направления в системе совета старшеклассниц (самоуправления) нашей гимназии, ориентированный на социальную помощь воспитанникам детских домов. *в данном контексте выражение «социальную помощь» означает не только помощь материальную, но и доброе человеческое общение, помощь в социальной адаптации, в развитии полноценной личности.
Цели и задачи проекта
Цель данного проекта: Компенсировать нехватку общения воспитанников детских домов с творчески ориентированными, социально активными сверстниками, полноценными семьями, и тем самым помочь формированию правильных нравственных, общечеловеческих и гражданских жизненных целей и ценностей у этих детей. Повысить уровень их соц.адаптаци.
Для достижения данных целей планируется решение следующих задач:
Проведение благотворительных концертов, фестивалей, дружеских встреч с гимназистками, праздников для детей из детских домов.
Приглашение их на каникулы в гости к семьям гимназисток, участвующих в данном проекте.
Приглашение этих детей в детский православный палаточный летний лагерь «Роднички».
Оказание посильной материальной помощи воспитанникам детских домов, силами родителей и педагогов гимназии. Оказание гимназистками помощи детским домам в проведении субботников, уборок, ремонта.
Описание проекта
Данный проект представляет собой систему мер и предприятий для оказания социальной, моральной и материальной помощи воспитанникам детских домов г. Иркутска. Основным направлением деятельности участников является именно общение, взаимодействие с такими детьми. Ведь собрать раз в полгода или даже в 2 месяца коробку игрушек, конфет, одежды и других вещей может каждый. Но это ли нужно детям? Нет! Для них гораздо важнее общение и понимание. Но несмотря на то, что это немного сложнее (из-за нехватки свободного времени, а может быть и желания помочь), проект все-таки реалистичен и вполне выполним. Кроме того, некоторые мероприятия данного направления уже проводятся в гимназии, следует только проводить их чаще и привести в систему, что и предполагает данный проект.
Итак, проект включает в себя следующие мероприятия:
*Организация участницами проекта праздников, благотворительных концертов для воспитанников детских домов. Эти праздники и концерты будут проводятся в соответствии с календарем православных и традиционных русских праздников. Проблем с программой этих мероприятий у гимназисток не будет, ведь уже который год подряд мы проводим такие концерты и внутри гимназии, и для детей из детских домов. Традиционным стало и проведение Пасхального фестиваля на базе гимназии, в котором участвуют дети из детских домов, приютов, спецшкол.
*Проведение дружеских встреч гимназисток с этими детьми, тематических вечеров, посвященных гражданским праздникам, русским традициям, культуре, искусству, литературе. Что такое дружеская встреча? Это просто общение детей друг с другом, проведение каких-то совместных игр, конкурсов. Такое общение раскрепощает (в положительном смысле этого слова) ребенка, помогает более свободно чувствовать себя в обществе, развивает коммуникабельность. Общаться с воспитанниками детских домов будут все желающие ученицы гимназии, а проводить для них игры и другие развлекательные мероприятия могут ученицы гимназии, занимающиеся в педклубе «вожатая» и участвующих в проведении детского лагеря «Роднички». Провести тематический вечер, т.е. мероприятие направленное на воспитание в детях любви к Родине, народным традициям, русской культуре могут девочки, интересующиеся темой такого вечера, выполняющие интересные проекты, исследовательские работы по этой теме. А таких учениц в гимназии немало, благодаря хорошо развитым гуманитарному и эстетическому направлению обучения.
*Как уже говорилось, некоторые ученицы гимназии занимаются в педклубе «Вожатая» и участвуют в проведении детского летнего православного палаточного лагеря «Роднички». Занимаясь с опытными педагогами, девочки учатся работе с детьми (9-14 лет), учатся правильной организации отдыха и воспитания детей в лагере. Поэтому одна из групп вожатых может заниматься с отрядом детей – воспитанников детского дома. Им гораздо труднее общаться с обычными детьми во время летнего отдыха. Поэтому их вожатая должна познакомиться с ними и провести некоторые занятия до выезда в лагерь. Этот пункт мероприятий несколько сложнее остальных, но он также и очень важен. Ведь во-первых, выезд с детьми в летний лагерь позволяет общаться и заниматься с ними не только во время учебного года, но и на каникулах, а непрерывность занятий для данного проекта является значительным плюсом. Во-вторых, пребывание в летнем лагере учит детей общению друг с другом, дает возможность приобрести настоящих друзей. Кроме того, в православном лагере «Роднички» большое внимание уделяется воспитанию детей, формированию у них правильных базовых ценностей. Средства для проживания этих детей в лагере «Роднички» при реализации этого проекта скорее всего будут выделены Иркутской Епархией.
*А на выходные и каникулы (кроме летних) планируется приглашать воспитанников детских домов в гости к семьям участниц проекта. Тут возможны и выезд за город (отдых на природе), и просто семейное общение. Для чего это нужно? Во-первых, таким детям не хватает личного внимания, семейного тепла, доброго, родительского отношения взрослых к каждому. Во-вторых, очень важно общение их с полноценными семьями, ведь это формирует их представление о своей будущей семье. А если ребенок видит пример нормальной полноценной семьи, и сам является лишенным этого счастья, то разве он, в будущем создавая свою семью, не последует хорошему примеру, чтобы не сделать своих детей такими несчастными, как он сам?
*Также планируется помощь детским домам в проведении субботников, уборок, ремонта силами участниц проекта, их родителей и педагогов гимназии. Это тоже немаловажное мероприятие, ведь если мы протягиваем детям из детских домов руку помощи, то должны помогать во всем по мере возможности.
*И конечно планируется дальнейшее оказание материальной помощи детским домам г.Иркутска средствами родителей и педагогов гимназии.
Для реализации проекта также необходимо определить, кто будет его осуществлять. Поскольку данный проект является одним из направлений совета старшеклассниц (т.е. гимназического самоуправления), реализовывать его будет инициативная группа учениц гимназии 8-11 классов во главе с руководителем данного направления (также ученицей 8-11 класса). Помогать в организации благотворительных концертов, фестивалей, православных и государственных праздников для воспитанников детских домов будет эстетический центр гимназии: театральная студия, хор, студия художественного чтения, изо-студия, студия хореографии. Участвовать в тематических вечерах и дружеских встречах будут все желающие ученицы гимназии. Оказывать материальную помощь, помощь в проведении субботников и т.п. будут родители участниц проекта, сами ученицы, а так же педагоги гимназии. Координировать и направлять деятельность будет зам по ВР гимназии, священнослужители, взаимодействующие с конкретными детскими домами г.Иркутска.
*Организация участницами проекта праздников, благотворительных концертов для воспитанников детских домов. Эти праздники и концерты будут проводятся в соответствии с календарем православных и традиционных русских праздников. Проблем с программой этих мероприятий у гимназисток не будет, ведь уже который год подряд мы проводим такие концерты и внутри гимназии, и для детей из детских домов. Традиционным стало и проведение Пасхального фестиваля на базе гимназии, в котором участвуют дети из детских домов, приютов, спецшкол.
*Проведение дружеских встреч гимназисток с этими детьми, тематических вечеров, посвященных гражданским праздникам, русским традициям, культуре, искусству, литературе. Что такое дружеская встреча? Это просто общение детей друг с другом, проведение каких-то совместных игр, конкурсов. Такое общение раскрепощает (в положительном смысле этого слова) ребенка, помогает более свободно чувствовать себя в обществе, развивает коммуникабельность. Общаться с воспитанниками детских домов будут все желающие ученицы гимназии, а проводить для них игры и другие развлекательные мероприятия могут ученицы гимназии, занимающиеся в педклубе «вожатая» и участвующих в проведении детского лагеря «Роднички». Провести тематический вечер, т.е. мероприятие направленное на воспитание в детях любви к Родине, народным традициям, русской культуре могут девочки, интересующиеся темой такого вечера, выполняющие интересные проекты, исследовательские работы по этой теме. А таких учениц в гимназии немало, благодаря хорошо развитым гуманитарному и эстетическому направлению обучения.
*Как уже говорилось, некоторые ученицы гимназии занимаются в педклубе «Вожатая» и участвуют в проведении детского летнего православного палаточного лагеря «Роднички». Занимаясь с опытными педагогами, девочки учатся работе с детьми (9-14 лет), учатся правильной организации отдыха и воспитания детей в лагере. Поэтому одна из групп вожатых может заниматься с отрядом детей – воспитанников детского дома. Им гораздо труднее общаться с обычными детьми во время летнего отдыха. Поэтому их вожатая должна познакомиться с ними и провести некоторые занятия до выезда в лагерь. Этот пункт мероприятий несколько сложнее остальных, но он также и очень важен. Ведь во-первых, выезд с детьми в летний лагерь позволяет общаться и заниматься с ними не только во время учебного года, но и на каникулах, а непрерывность занятий для данного проекта является значительным плюсом. Во-вторых, пребывание в летнем лагере учит детей общению друг с другом, дает возможность приобрести настоящих друзей. Кроме того, в православном лагере «Роднички» большое внимание уделяется воспитанию детей, формированию у них правильных базовых ценностей. Средства для проживания этих детей в лагере «Роднички» при реализации этого проекта скорее всего будут выделены Иркутской Епархией.
*А на выходные и каникулы (кроме летних) планируется приглашать воспитанников детских домов в гости к семьям участниц проекта. Тут возможны и выезд за город (отдых на природе), и просто семейное общение. Для чего это нужно? Во-первых, таким детям не хватает личного внимания, семейного тепла, доброго, родительского отношения взрослых к каждому. Во-вторых, очень важно общение их с полноценными семьями, ведь это формирует их представление о своей будущей семье. А если ребенок видит пример нормальной полноценной семьи, и сам является лишенным этого счастья, то разве он, в будущем создавая свою семью, не последует хорошему примеру, чтобы не сделать своих детей такими несчастными, как он сам?
*Также планируется помощь детским домам в проведении субботников, уборок, ремонта силами участниц проекта, их родителей и педагогов гимназии. Это тоже немаловажное мероприятие, ведь если мы протягиваем детям из детских домов руку помощи, то должны помогать во всем по мере возможности.
*И конечно планируется дальнейшее оказание материальной помощи детским домам г.Иркутска средствами родителей и педагогов гимназии.
Для реализации проекта также необходимо определить, кто будет его осуществлять. Поскольку данный проект является одним из направлений совета старшеклассниц (т.е. гимназического самоуправления), реализовывать его будет инициативная группа учениц гимназии 8-11 классов во главе с руководителем данного направления (также ученицей 8-11 класса). Помогать в организации благотворительных концертов, фестивалей, православных и государственных праздников для воспитанников детских домов будет эстетический центр гимназии: театральная студия, хор, студия художественного чтения, изо-студия, студия хореографии. Участвовать в тематических вечерах и дружеских встречах будут все желающие ученицы гимназии. Оказывать материальную помощь, помощь в проведении субботников и т.п. будут родители участниц проекта, сами ученицы, а так же педагоги гимназии. Координировать и направлять деятельность будет зам по ВР гимназии, священнослужители, взаимодействующие с конкретными детскими домами г.Иркутска.