21 декабря, по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима, митрополита Иркутского и Ангарского на базе Православной женской гимназии состоялся Региональный этап XXVII Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
На открытии мероприятия выступил церковный хор гимназии, подарив зрителям песни «Тает время быстрое», «Как прекрасно все то, что твое», и, в предзнаменование приближающегося Рождества Христова, исполнив радостную колядку «Вставай, вставай…»
Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, обращаясь с приветственным словом к участникам чтений, обратил особое внимание на тему нынешних чтений: «Молодежь: свобода и ответственность»
Вот выдержки из выступления владыки Вадима: «Стало огромной ошибкой в последнее время отделять молодежь от более старшего поколения (…) Да, молодежь – важная часть нашего общества, да, мы живем во имя будущего. Но это будущее зиждется на восприятии прошедшего, нашей истории, наших духовных традиций, духовного опыта, нашего богоискательства. Если мы будем обращаться к современным проблемам, забывая опыт прошлых веков, то (…) мы никогда не построим гармоничного общества, мы никогда не найдем тот путь, который будет для человечества спасительным, путь, на котором могла бы строится наше государство, наше общество, наше счастье, наше будущее. Дистанцируясь от старшего поколения, отвергая его духовное наследие, молодежь повторяет все те же ошибки, так же набивает синяки, как и предшествующее поколение. На заре новой государственности, после 17 года, в нашей стране вообще отвергалась история, как таковая (…) забывалось то, чем по сути взращивалась наша государственность, духовность и нравственность общества. Это привело к трагическим последствиям. Была развязана братоубийственная война, и более 25 миллионов жизней было уплачено в жертву революционному Молоху. И многие-многие проблемы, которые мы сейчас имеем, имеют своими корнями именно те времена. И должных выводов не сделано было. Грянула Великая Отечественная война, и она по сути было воздаянием за то Богоотступничество, которое допустило в себе человечество, за уклонение от единственно верного пути. Есть плоть, и есть дух. И не вечно духу у Бога быть поругаему. Жестокая цена, нет тех домов, куда не пришли бы печальные вести, нет семьи, которая не понесла бы потерь в годы Великой Отечественной войны.
Мы с вами имеем возможность обратиться к иному пути, к тому пути, который лежал от наших предков, которые напрямую получили духовные ценности, на которых старались устраивать свою жизнь. Многие сейчас обращаются к этим ценностям. Но, в то же время, мы наблюдаем и отторжение этих ценностей, как таковых. И перед молодежью встает вопрос понимания свободы, которое чаще всего мыслится, как свобода от всего. Свобода от устоев, от нравственного закона, от грядущих поколений, от предшествующих поколений. Свобода, как вседозволенность. Это глубокое заблуждение. (…) А что же есть подлинная свобода? Христос Спаситель нам говорит, что это прежде всего свобода от злых сил, от того злого, что бывает зачастую в человеческой природе (…) Господь говорит: «Познайте истину. И истина сделает вас свободными» (…) И эту истину мы, православные, видим, прежде всего, в вере в Бога, в десяти заповедях, в святом Евангелии. Ложное понятие свободы, как свободы от ответственности, стало предметом искусительным (…), привело к созданию различных объединений, которые активизировались особенно сейчас, когда многие потеряли работу, занятость в сферах производства. Именно сейчас стало возможным существование таких формирований как АУЕ и других подобных, где (…) происходит по сути сращивание преступных элементов с молодыми людьми, пропаганда преступлений, наркомании, самоубийства. Свобода, которая дается сейчас обществу, используется далеко не на благо, не на созидание человека, как духовно-гармоничную личность, которая могла бы в этом мире быть свидетельством присутствия Божия (…) А между тем молодежь ответственна перед родителями своими, перед предшествующими и, тем более, перед грядущими поколениями образом жизни своей, потому что они определяют, каковой будет наша жизнь, (…)будет ли она исполнена благополучия, света, любви (…) или это будет общество, которое само себя будет уничтожать различными пороками и согрешениями. (…) Молодежь должна заботиться о старшем поколении, особенно это относится к родителям, близким людям. Если бы так было, у нас не было бы домов престарелых, в которых люди (…) лишены главного – тепла, любви, сыновней и дочерней благодарности(…) Прискорбно, что дети оставляют родителей , бросают их для собственного благополучия, процветания, чтобы быть более успешными. Мне кажется, для православных людей понятно, где лежит корень происходящего. Если человек берет себе за основание закон Христов, все проблемы могут быть разрешимы.
Сегодня, проводя эти чтения, мы питаем надежду, что что-то в этой области мы все же сделаем, пытаемся приобщить людей к Закону Божиему, ознакомить с (…) христианским мировоззрением, с богатым опытом святых отцов, которые жизнью своей доказали, что человек живет для жизни вечной. И поэтому мы имеем целью, устраивая Рождественские чтения, познакомить людей с духовным наследием, которым располагает церковь, осмыслить проблемы, которые испытывает наше человечество и найти (…) выход из создавшихся тупиков (…) Да поможет вам всем Господь!
На открытии выступили так же представители от Министерства образования и Министерства по молодежной политике Иркутской области.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Иркутской Митрополии протоиерей Владимир Килин наградил педагогов, подготовивших победителей и призеров конкурсов и олимпиад православной тематики.
Пленарное заседание завершилось выступлением замечательного хорового коллектива Свято Троицкого кафедрального собора под руководством Галии Коневой. Хор исполнил молитвы «Отче наш», «Пресвятая Богородице», песню «Ищите Бога» и стихиру «Всем святым»
Чтения продолжились работой четырех секций:
- информационно-дискуссионной площадки «Проблемы организации молодежной работы на приходе»;
- семинара «Практика реализации учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»);
- информационно-дискуссионной площадки по вопросам организации работы воскресных школ Иркутской епархии;
- практического семинара «Православный компонент образования: презентации успешных практик».
В последней из перечисленных секций принял участие коллектив педагогов и воспитателей нашей гимназии. Успешной практикой применения православного компонента при организации уроков и проектной деятельности учащихся поделились Анна Валерьевна Стаценко, Анастасия Владимировна Токарева, Наталья Александровна Вертлиб, Ольга Никифоровна Шахерова. Ольга Никифоровна подвела своеобразный итог семилетней работы по внедрению православного компонента в школе. Она заметила, что сама идея эксперимента, принятая изначально, как «дело вполне и благородное, и реализуемое» со временем вызвало немало сомнений. И прежде всего потому, что таковое направление деятельности «невозможно подвергнуть какой-то оценке, духовный опыт не поддается исчислению, а всякая экспериментальная работа держится именно на этом». Действительно, подтвердить степень развития духовности в нашей гимназии с введением в ней православного компонента в принципе не удалось. Однако есть и другие показатели, подтверждающие, что православный подход в преподавании истории и литературы, в особенности отечественной, позволяет более глубокому их пониманию и осмыслению. Наши девочки постоянно занимают призовые места на гуманитарных олимпиадах и конференциях, в гимназии собран большой учебно-методический материал по данной теме. Этот результат положительно повлиял на аттестацию нашей гимназии как православного образовательного учреждения. Затем Ольга Никифоровна заметила, что в течение этих лет убедилась неоднократно: как бы интересны и продуктивны не были подобные эксперименты, большее все-таки зависит от личности учителя, от его духовного становления и педагогического мастерства.
В завершении мероприятия состоялось совещание председателей и кураторов по подведению итогов Чтений. В результате работы нашей, четвертой, секции были приняты следующие предложения для итогового документа резолюции:
1. Создание сборника, в котором будет представлен опыт успешных практик применения православного компонента в школе.
2. Разработка и издание учебников по предметам православного компонента в школе.
3. Разработка плана курсовой подготовки учителей православных школ по предметам православного компонента.
4. Создание экспертно-методической комиссии по созданию методических пособий из положительного опыта работы православных школ.
5. Рекомендация представления опыта работы педагогов православных школ на Рождественских чтениях в Москве.
6. Создание методического центра православных школ области на базе Православной женской гимназии. |