Великий пост в 2011 году продолжается с 7 марта до 23
апреля (по н.ст.). Пасха - 24 апреля. Великий пост разделяется на
несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика.
Пост
начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней -
и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в
честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание
последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее
продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
"Весна постная" - так называет Православная церковь время Великого
поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий пост в
англоговорящих странах, напоминая о то, что пост – это время духовного расцвета
и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого
поста. Говорится в народе: "хорошее начало — половина дела". Видимо,
поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю поста. Великий
пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц,
но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь
с состоянием здоровья.
В православных странах жизнь во время Великого поста кардинально менялась:
закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе
Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях,
закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков,
благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не
выходили из своих домов. Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в
первые три дня поста соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы.
Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот
и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в субботу
причащался Святых Христовых Таин.
В Греции и сегодня первый день поста – выходной.
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение
особенной продолжительностью.
В первые
четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается
канон
Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй меня, Боже,
помилуй меня". В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого
и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека,
оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и
воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250,
тогда как в обычных канонах их бывает около 30).
Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением
канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение
"колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св.
Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для
сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и
повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную
идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы
коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое
воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое "Торжество
православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в
память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника
выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для
икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное
пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу
об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех
отступивших от Церкви.
Во второе
воскресенье Великого поста совершается память св.
Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он
учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным
светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл
учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе
воскресенье Великого поста.
В третье
воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие
покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и
святое воскресение Твое славим.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы
напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению
подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы.
Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются
"крестопоклонными".
В четвертое
воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой
Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской
горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного
восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей
от земли к вечно пребывающей славе.
В четверг на
пятой неделе совершается так называемое "стояние
Св. Марии Египетской". Жизнь Св. Марии Египетской – великой
грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела
в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице":
читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в
благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.
В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии
Египетской.
В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом
Христом Лазаря.
Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который
празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот
иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною, На Всенощной
освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы
(вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми,
при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над
смертью (воскресение).
Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная
Седмица.
Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва
святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми.(Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.(Земной поклон).
Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).
(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ....... во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).
Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для
поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. |