Строку из популярной песни, взятую в качестве заголовка, хочется наполнить тем смыслом, который за прожитые годы вызрел в моем сознании: узнай путь, предначертанный тебе свыше, прими в ум и сердце Божий замысел о тебе, чтобы бесконечные хлопоты не стали напрасными, не позволили отклониться от того пути, который тебе только и предназначен.
Благодарю судьбу, что направляющая рука не оставляла меня с самого детства. Будучи чрезмерно застенчивым ребенком, всегда хотела походить на бойких, талантливых и красивых одноклассниц. Помню, как в 3-ем классе увязалась за ними во Дворец пионеров, чтобы записаться в хореографический кружок. Но вместо хореографии… оказалась в кружке художественной вышивки. Случай!? Да, но не случайный (это я поняла много позже). Увлеклась, хорошо получалось, стала пионерским инструктором по вышиванию, доверили вести занятия с младшими школьниками. Через три года моя учительница Елена Павловна сказала: «Галя, ты всю мою программу усвоила. Иди дальше». Однако дальше идти я и не пыталась. Появились другие увлечения. После окончания школы – филологический факультет. Другого и не могло быть, всегда любила русскую словесность. После университета 2 года учительствовала в Бирюльской средней школе, затем вернулась в Иркутск, работала в ИГУ, учила русскому языку иностранных студентов. О детском своем увлечении как будто совсем забыла. Но однажды подруга предложила пойти на курсы известной иркутской вышивальщицы М.А.Азеевой. Зачем? Да и времени нет. Однако пошла посмотреть. Как же это оказалось интересно! А главное, руки все вспомнили (а было мне уже за 40). Мария Алексеевна с ее мастерством и неиссякаемым творческим запалом не могла не увлечь. Открывались все новые возможности в искусстве вышивания. С этого счастливого дня я уже не отрывалась от вернувшегося ко мне ремесла.
В начале 90-ых годов в недрах «Литературного Иркутска» (газета издавалась по благословению Владыки Вадима), где я помогала печатать материалы и занималась корректурой, зародилась идея открыть в нашем городе Православную женскую гимназию. Загорелись: «Да, да! Это так необходимо в наступившее расхристанное время.» Начали читать литературу о дореволюционных женских учебных заведениях. И обнаружилось, что в них равноправно с научными дисциплинами преподавались и различные практические предметы и вышивка в том числе. Тогда я серьезно задумалась о профессиональном занятии ручной художественной вышивкой. И когда в 1996г. усилиями Владыки Вадима открылась гимназия, без сожаления перешла сюда и сразу приступила к написанию Программы для 1-5 классов. Благо, что в нашей гимназии с ее отличным от других школ статусом стало возможным художественную вышивку включить в учебный план как уроки технологии. Это позволило более подробно обучать девочек различным техникам шитья от простейших швов до самых сложных и на последние годы обучения планировать изделия для приданого. Какое трудное, хлопотное, но интересное оказалось дело. Первая редакция Программы (1999г.) затем была значительно расширена и дополнена новыми разделами (2006г.)
Помню не только первые уроки с детьми, когда начала понимать, что девочек надо обучать совсем не так, как взрослую аудиторию, но и дотошные разговоры с родителями: какие иголочки подойдут, какие нитки, ткань, пяльцы..; как организовать девочку на аккуратное содержание рукодельного набора. Многие мамочки приходили на уроки и сами увлеченно осваивали швы. А как интересно было наблюдать и не переставать удивляться многообразию характеров, неповторимости каждой ученицы. Одна сразу схватывает и правильно выполняет, другая никак не может осилить вроде бы элементарный шов. Но проходит время, и эта другая, благодаря старанию и терпению, оставляет далеко позади свою, казалось, более способную, но не такую усердную подружку. Кому-то легко можно сказать: «У тебя ошибка. Распори». А у другой на такое замечание покраснеют глазки, закапают слезки, и работа совсем остановится. Поначалу нередко возникало сомнение: как с такими малышками обращаться, за свое ли дело взялась? Но постепенно научилась находить подход к каждой. А когда поняла, что КАЖДАЯ девочка способна к этой тонкой работе с иглой и пяльцами в руках, то появилась уверенность в ненапрасности своих хлопот. Разноцветье вышитых салфеток, мешочков, нагрудников, прихваток, воротничков, помещенных на выставочном стенде, радовало глаз и добавляло стимула в работе и учениц, и мя грешной, их учительницы.
Переходим в 4-ый класс и начинаем шить не какую-то салфеточку, а полотенце. Да не простое полотенце, а подножное венчальное. Говорим о венчании, об этом важнейшем в жизни таинстве, о символике узора, в котором все наполнено одним смыслом: «Будете оба в плоть едину». Долгая работа, целых три учебных четверти. Опять кто-то усердно шьет, а кто-то забуксовал, заленился, готов работу забросить. В трудных случаях и тяжелую артиллерию приходится привлекать – родителей. Но вот закончили полотенца! Постирали, прогладили. «Какое красивое! А у меня какое яркое! А у меня..!» - радости нет конца. В 5-ом классе другая работа для приданого – крестильная рубашка с использованием тонкой изящной техники – ришелье.
Так шаг за шагом, развивая природно-ценностные качества девочек, в процессе, казалось, чисто практической работы, подспудно готовимся к своей промыслительной миссии - быть доброй женой, матерью, хозяйкой, способной обустроить свой дом, создать в нем уют. И еще есть моменты, которые греют душу. Это когда очередная выпускница, вступая в брак, приглашает на таинство венчания, и ты видишь, как она бережно сохранила и сейчас прямо по назначению использует подножное венчальное полотенце, вышитое ею под твоим руководством.
Оглядываясь на пройденный путь, хочется сказать: «Слава Богу за все!» У каждого свой вектор жизни. У меня такой. Когда я вижу радостью лучащиеся глаза моих юных вышивальщиц, то принимаю это как благодарность за мои бесконечные хлопоты. Пожелаем же себе и друг другу этих хлопот на многие лета.
Галина Николаевна Зиновьева,
преподаватель вышивки |